Web3 — это идея новой версии Интернета будущего, которая включает в себя такие концепции, как децентрализация, технология блокчейн и экономика, основанная на токенах.
Некоторые журналисты сравнивают это с Web 2.0, в котором, данные и контент централизованы в небольшой группе компаний, которых называют «гигантскими технологическими компаниями».

Термин «Web3» был придуман в 2014 году с легкой руки соучредителя Ethereum Гэвином Вудом, а в 2021 году эта идея вызвала интерес со стороны криптоэнтузиастов.
“один компьютер для всей планеты, вычислительная мощность которого распределена по всему земному шару и нигде не контролируется”.
Гэвин Вуд, один из его соучредителей Эфириум
Теперь, спустя более десяти лет, сторонники сети на основе блокчейна заявляют, что наступила новая эра — Web3.
Предыстория Web3
- Web 1.0 относится примерно к периоду с 1990 по 2000 год, когда большинство сайтов состояло из статических страниц , а подавляющее большинство пользователей были потребителями, а не производителями контента.
- Web 2.0 основан на идее «Сеть как платформа» и сосредоточен на созданном пользователем контенте, загружаемом на форумы , в социальные сети и сетевые сервисы, блоги, а также на другие сервисы. Обычно считается, что появление Web 2.0 началось примерно в 2004 году и продолжается по сей день.
- Термин Web3 был придуман основателем соучредителем Ethereum Гэвином Вудом в 2014 году для обозначения «децентрализованной онлайн-экосистемы, основанной на блокчейне». В 2021 году идея Web3 приобрела популярность. Особый интерес возрос к концу 2021 года, во многом благодаря интересу со стороны криптовалютных энтузиастов. Руководители венчурной компании Andreessen Horowitz отправились в Вашингтон, округ Колумбия., в октябре 2021 года, чтобы лоббировать эту идею как потенциальное решение вопросов регулирования Интернета, с которыми сталкиваются политики.
Web3 отличается от концепции семантической сети Тима Бернерса-Ли 1999 года . В 2006 году Бернерс-Ли описал семантическую сеть как компонент Web 3.0, что отличается от значения Web3 в контексте блокчейна.
Концепция Web3
Web3 это обобщенный образ будущего интернета. Конкретные взгляды на Web3 различаются, это «туманный» термин, но он вращаются вокруг идеи децентрализации и часто включают в себя технологии блокчейна, такие как различные криптовалюты и невзаимозаменяемые токены (NFT).
Web3 это идея, которая позволит встроить финансовые активы в форме токенов во внутреннюю работу практически всего, что вы делаете в Интернете.
Аналитическая записка, опубликованная Институтом государственной политики Беннета при Кембриджском университете определила Web3 как «предполагаемое следующее поколение технической, юридической и платежной инфраструктуры Интернета, включая блокчейн, смарт-контракты и криптовалюты».
По мнению Лю Чжуотао, три фундаментальных архитектурных фактора Web3 были определены как комбинация децентрализованных или федеративных платформ, защищенной совместимости и проверяемых вычислений с помощью технологий распределенного реестра.
Некоторые концепции основаны на концепции децентрализованных автономных организаций. Децентрализованное финансирование (DeFi) — еще одна ключевая концепция.
В нем пользователи обменивают валюту без участия банка или правительства. Децентрализованная идентификация позволяет пользователям не полагаться на систему аутентификации, в которой для оценки личности необходимо взаимодейстовать с финансовыми учреждениями.
Web3, скорее всего, будет работать в тандеме с сайтами Web 2.0 , причем сайты Web 2.0, скорее всего, будут использовать технологии Web3, чтобы поддерживать актуальность своих услуг. Пример тому, вероятность в социальной сети X (Twitter) можно будет донатить в Dogecoin.
Внедрение Web3 в жизнь
Web3 может служить как возможное решение проблемы чрезмерной централизации Интернета в нескольких «крупных технологических» компаниях.
Некоторые высказывают мнение, что Web3 может улучшить безопасность данных, масштабируемость и конфиденциальность за пределами того, что в настоящее время возможно с платформами Web 2.0.
Bloomberg заявляет, что скептики говорят, что эта идея «далека от доказательства ее использования за пределами нишевых приложений, многие из которых представляют собой инструменты, предназначенные для криптотрейдеров».
Некоторые компании Web 2.0 , в том числе Reddit и Discord, изучают возможность включения технологий Web3 в свои платформы. 8 ноября 2021 года генеральный директор Discord Джейсон Цитрон опубликовал в Твиттере скриншот, в котором говорится, что Discord, возможно, изучает возможность интеграции криптовалютных кошельков в свою платформу.
Два дня спустя, после бурной реакции пользователей, Discord объявили, что не планируют интегрировать такие технологии и что это концепция, предназначенная только для внутреннего использования.
Что Web3 может означать для компаний
Web3 будет иметь несколько ключевых отличий от Web2 – пользователям не потребуется отдельный вход в систему для каждого сайта, который они посещают, а вместо этого они будут использовать централизованную идентификацию (вероятно, свой криптокошелек), в которой хранится их информация.
До сих пор неясно, соответствует ли продукт требованиям. Прогнозы относительно того, как Web3 может выглядеть в масштабе, являются всего лишь предположениями, но некоторые проекты стали довольно большими. Яхт-клуб Bored Ape (BAYC), NBA Top Shot и гигант криптоигр Dapper Labs создали успешные сообщества NFT. Информационные центры, такие как Coinbase (для покупки, продажи и хранения криптовалюты) и OpenSea (крупнейшая цифровая площадка для коллекционирования криптовалют и NFT), создали платформу Web3 для людей, практически не имеющих технических знаний.
В то время как такие компании, как Microsoft, Overstock и PayPal, уже много лет принимают криптовалюты, NFT популярность которых в последнее время резко возросла, являются основным способом, с помощью которого бренды сейчас экспериментируют с Web3.
Фактически, NFT — это смесь документа, сертификата подлинности и членской карты. Он может предоставлять «право собственности» на цифровое искусство (обычно право собственности фиксируется в блокчейне, а ссылка указывает на какое-то изображение).
NFT могут работать в меньших масштабах, чем монеты, поскольку они создают ценность для людей которые находят в них эту ценность ценность. Например, марки имеют ценность только для определенных коллекционеров, но эта группа действительно верит в их ценность.

Слияние – 91,8 миллиона долларов
Неизвестный художник Пак создал виртуальное произведение искусства, известное как «Слияние». 6 декабря 2021 года он был выставлен на аукцион на торговой площадке Nifty Gateway и продан за 91,8 миллиона долларов. Другими словами, этот NFT состоит из набора частей, которые могут купить отдельные лица, а The Merge был разделен на 312 686 частей и распространен среди 28 983 инвесторов.

Первые 5000 дней – 69.3 миллиона долларов
Майк Винкельманн — американский графический дизайнер, более известный под своим сценическим псевдонимом Бипл. Он создал цифровую иллюстрацию Everyday: The First 5000 Days. Этот NFT был продан на аукционе Christie’s. Он был продан за 69,3 миллиона долларов в феврале 2021 года. Основатель проекта Metapurse NFT Винеш Сундаресан, широко известный как MetaKovan, сингапурский криптовалютный инвестор, приобрел NFT.

Часы – 52,7 миллиона долларов.
The Clock, третий по стоимости NFT, когда-либо проданный, имеет своеобразную предысторию. ПАК подготовил это с целью собрать деньги на судебные расходы Джулиана Ассанжа после его спорного тюремного заключения в 2019 году.
Наиболее успешными попытками традиционных компаний использовать Web3 были те, которые создавали сообщества или подключались к уже существующим.
Возьмем, к примеру, NBA: Top Shot был одним из первых проектов NFT, он предлагал фанатам возможность покупать и обмениваться клипами, называемыми «моментами», которые функционируют как коллекционные карточки.
Он стал популярным, потому что создал новый вид общественного пространства для болельщиков, многие из которых, возможно, уже коллекционировали баскетбольные карточки.
Другие бренды-лидеры, такие как Nike, Adidas и Under Armour, аналогичным образом добавили цифровой слой в свои существующие сообщества коллекционеров. Все три компании предлагают NFT, которые можно использовать в виртуальном мире, например, позволяя владельцу создать аватар или которые предоставляют преоритетное права на продукцию или одежду в реальном мире.
Adidas продал NFT на сумму 23 миллиона долларов менее чем за день и мгновенно создал рынок перепродажи на OpenSea, точно так же, как то, что вы можете увидеть после ограниченного выпуска новой обуви. Аналогичным образом, журнал Time запустил проект NFT по созданию онлайн-сообщества, использующего глубокую историю издания.
Яхт-клуб Bored Ape — это самая большая история успеха проекта NFT, ставшего мейнстримом. Сочетая шумиху и эксклюзивность, он предлагает доступ к реальным вечеринкам и онлайн-пространствам, а также права на использование изображения обезьяны, что еще больше укрепляет бренд. NFT обезьяны помещает владельца в эксклюзивный клуб, как в переносном, так и в буквальном смысле.
Яхт-клуб Bored Ape представлял собой нишевый интерес, но когда он стал популярным, он стал катализатором для людей, создающих кошельки, и повысил интерес к OpenSea.
Компании, которые рассматривают возможность выхода в эту сферу, должны помнить следующее: Web3 поляризует людей, и здесь нет никаких гарантий. Среди множества разногласий главный разрыв происходит между людьми, которые верят в то, каким может быть Web3, и критиками, осуждающими многочисленные проблемы, преследующие его прямо сейчас.
Критика Web3
Некоторые ученые-юристы, которых цитирует, выразили обеспокоенность по поводу сложности регулирования децентрализованной сети, которая, по их сообщениям, может затруднить предотвращение киберпреступности.
Но существуют сторонники и кибер-либертарианских взглядов, что Интернет может расширить возможности обычных людей, разрушая существующие структуры власти и контроля.
Некоторые критики Web3 рассматривают эту концепцию как часть пузыря криптовалют или как продолжение тенденций, основанных на блокчейне, которые они считают преувеличенными или вредными, особенно NFT. Так как, в конце концов этот пузырь лопнет.
Другие критики выразили обеспокоенность по поводу воздействия криптовалют и NFT на окружающую среду, так как основано на майнинге и работе миллиона компьютеров.
Другие выразили мнение, что Web3 и связанные с ним технологии представляют собой финансовую пирамиду.
Джек Дорси , соучредитель и бывший генеральный директор Twitter , назвал Web3 «игрушкой венчурных капиталистов». Дорси высказал мнение, что Web3 не демократизирует Интернет, а передаст власть от таких игроков, как Facebook, к фондам венчурного капитала, таким как Andreessen Horowitz.
Web3 – просто маркетинг
В 2021 году генеральный директор SpaceX и Tesla Илон Маск выразил скептицизм по поводу Web3 в твите, заявив, что Web3 «сейчас кажется скорее модным маркетинговым словечком, чем реальностью».
Инженер-программист Стивен Диль описал Web3 в своем блоге как «бессмысленную маркетинговую кампанию, которая пытается переформулировать негативные ассоциации общественности с криптоактивами в ложное повествование о разрушении гегемонии устаревших технологических компаний».